203304 3

Собибор (12+)

История сопротивления человеческого духа бездушной машине уничтожения. В октябре 1943 года заключённые нацистского лагеря "Собибор" во главе с лейтенантом Красной армии Александром Печерским поднимают восстание - единственное в истории успешное восстание в лагере смерти. По мотивам книги Ильи Васильева "Александр Печерский: прорыв в бессмертие". Подробная информация. "Собибор", будучи картиной о войне, представляет собой на удивление визуально сильный и абсолютно "рычаговый" с точки зрения эмоции фильм. И в первую очередь это осознанное решение постановщика. Новоиспеченного режиссера немного подводит неопытность и желание сделать все, совершенно все, по-своему. Чего, впрочем, Хабенский и не скрывает. Он говорит о чувственности, об эмоциях и о том, что хотел вложить в картину свое понимание происходящего". Борис Иванов, Film.ru "Собибор" - сильная картина, которая не оставляет равнодушным. Фильм хочется советовать к просмотру, чтобы напомнить: война - это ад. А в условиях современной политической напряженности и призывов полусумасшедших депутатов решить вопрос танками и ракетами - кино ещё и нужное". Вячеслав Суриков, ИТАР-ТАСС. "Достоинства и недостатки "Собибора" становятся особенно очевидны, когда сравниваешь картину с британской постановкой 1987 года "Побег из Собибора". У ленты Джека Голда более крепкий сценарий с напряженным действием, а Рутгер Хауэр - куда более убедительный и близкий к реальности Печерский, чем Хабенский (да, реальный герой был рослым блондином). С другой стороны, российская картина намного сильнее визуально и эмоционально... Жаль, что нельзя смешать две ленты и получить идеальное полотно о событиях, которые нельзя забывать. Конечно, можно посмотреть их вместе, но это тяжелое испытание для психики". Антон Долин, meduza.io. Награды фильма. 4-й Московский Еврейский кинофестиваль. Специальный приз имени Якова Каллера в номинации "Лучший российский фильм 2018 на еврейскую тематику". О фильме. Лента "Собибор" снята компаниями Cinema Production и "Фетисов Иллюзион" при поддержке Фонда Александра Печерского. Выход фильма приурочен к 75-й годовщине восстания узников в нацистском лагере смерти в Собиборе. Единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание заключенных стало возможно благодаря организаторскому таланту и мужеству его руководителя - советского офицера Александра Печерского. Именно он смог сплотить сотни обреченных на смерть узников из разных стран Европы. Главную роль в картине исполнил Константин Хабенский, для которого "Собибор" также стал режиссёрским дебютом. "Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда, - уверен Константин Хабенский. - Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за "неправильный" язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм - предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма, остающиеся в веках. Из таких героев был Александр Печерский". В актёрском коллективе представлены артисты из разных стран. Главные роли в картине исполнили Кристофер Ламберт ("Горец", "Смертельная битва"), Михалина Ольшанска ("Матильда"), Филипп Рейнхардт ("Сталинград", "Жених"), Мария Кожевникова ("Батальон") и другие. Подготовка к съёмкам. Константин Хабенский изначально присоединился к проекту в качестве исполнителя главной роли, однако вскоре продюсеры поняли, что никто не сможет снять этот фильм лучше него - и смогли убедить в этом самого Константина. "В какой-то момент я почувствовал, что мне хочется взглянуть на всю эту историю в целом, "сверху", понять, как соотносятся между собой разные линии, как они объединяются в общий узор, - рассказывает Константин Хабенский. - Я работал с замечательными режиссёрами, знаю, как они подходят к этому процессу. Важную роль сыграла и тема - о войне снято много фильмов, но историю людей в лагерях смерти в нашем кино показывали не так часто". Создатель таких известных фильмов на тему Второй мировой, как "Мы из будущего" и "Матч", режиссёр Андрей Малюков выступил художественным руководителем "Собибора". "Мы понимали, что история этого восстания из тех, которые могут быть понятны любому человеку в мире, где бы он ни жил. И значит, наш проект должен быть международным", - так объясняет это решение Константин Хабенский. На роли заключенных и охранников лагеря продюсеры пригласили европейских звёзд, некоторые из которых уже хорошо знакомы российскому зрителю. Актёрские пробы проходили по скайпу При работе над фильмом его авторов консультировали директор Фонда Александра Печерского, автор двух книг о Собиборе Юлия Макарова, а также потомки Александра Печерского - его дочь Элеонора Гриневич и внучка Наталья Ладыченко. Научным консультантом фильма стал литературный критик и литературовед Михаил Эдельштейн. "У нас были хорошие консультанты из Фонда Александра Печерского, люди, знающие эту историю, они разъясняли какие-то спорные моменты, - продолжает Хабенский. - Кроме того, есть мемуары и видеоматериалы, мы старались все это изучить. Не могу сказать, что стал специалистом по истории Собибора, но думаю, что в тему погрузился вполне основательно. Но тут есть и другая сторона. Важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Мы знаем, как это было, как могло быть, а дальше уже включается наша фантазия, без которой не может быть художественного фильма. Да, мы стараемся предельно бережно обходиться с исторической правдой - но это, разумеется, не значит, что все реплики в фильме должны иметь документальную основу. Печерский, его товарищи и антагонисты не были такими, но они могли бы быть такими исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие". Идея создания. Уникальная и вдохновляющая история побега из Собибора давно ждала своей экранизации. Документальной основой для фильма "Собибор" стала книга "Александр Печерский: прорыв в бессмертие", где под одной обложкой собраны воспоминания Александра Печерского и поэма "Люка" Марка Гейликмана, давшая в 2011 году старт международной кампании по увековечению памяти героев восстания в Собиборе. Автор-составитель книги, глава Фонда Александра Печерского, Илья Васильев выступил креативным продюсером картины. Продюсерами "Собибора" стали Эльмира Айнулова и Мария Журомская ("Частное пионерское"), а также Глеб Фетисов ("Нелюбовь", "Дуэлянт"). "История восстания в Собиборе - это история уникального подвига, превосходящего все наши представления о силе человеческого духа, - убеждена Эльмира Айнулова. - Оно было бы невозможно без той особой веры в победу, которую привезли в Собибор советские солдаты и офицеры. Печерский прибыл в Собибор не один, а вместе с товарищами, с теми людьми, с которыми он до этого год пробыл в минском "рабочем" лагере. Это были люди с боевым опытом, с самосознанием солдат действующей армии, готовые сопротивляться злу и побеждать его". "Я напомню известное высказывание: спасение жизни не было целью героев Собибора, борьба велась за достойную смерть, они отстояли достоинство всего человеческого рода, - говорит Глеб Фетисов. - Мы хотели рассказать в фильме эту эпическую и захватывающую драму. О жизни на пределе, о преодолении непреодолимого. Как самые обычные люди становятся титанами. У них не было ни единого шанса против профессиональных матерых убийц. Но они победили". Съёмки. Съёмки "Собибора" стартовали в Литве осенью 2016 года и продлились три месяца. Известно, что Печерский и его товарищи прибыли в лагерь 22 сентября, поэтому работа над фильмом должна была вестись в тот же сезон. Оператором-постановщиком "Собибора" стал известный литовский мастер, член Европейской киноакадемии, обладатель многих престижных наград - Рамунас Грейчюс ("Экскурсантка", "Джентльмены, удачи!", "Герой"). Герои "Собибора" говорят на пяти языках: русском, немецком, польском, голландском, идише. На площадке основными языками общения были русский и английский. "Мы стремились к максимальной достоверности, во всем - в каждой детали, каждом кадре, - понимая, что если не будет этой внешней убедительности, то и разговор со зрителем о добре и зле состояться не сможет, - рассказывает о работе над картиной Константин Хабенский. - Поэтому важно было, чтобы немцы говорили по-немецки, например. Тут есть и еще один момент. Зритель видит людей, говорящих на разных языках, из разных стран, с разным жизненным опытом, и понимает, как трудно было Печерскому весь этот вавилонский муравейник объединить, превратить, по сути, в небольшую армию. Это титанический труд, уверенность в себе, харизма, ярость - все то, что зритель должен почувствовать в Печерском". В массовых сценах было задействовано до 1000 актёров. Все заключенные были легко одеты, и непростые погодные условия доставили немало трудностей съёмочной группе. "Осень в Прибалтике - не самая гостеприимная пора, - вспоминает съёмочный период Эльмира Айнулова. - Наши актеры часами находились на ветру под дождем, в тонкой "лагерной" одежде. Им и всей съемочной группе приходилось проявлять не только актерское мастерство, но и незаурядную физическую стойкость". Главной декорацией стал воссозданный в полном соответствии с чертежами нацистский лагерь смерти, работу над строительством которого возглавила художник-постановщик Юргита Гердвилайте ("Герой"). Продюсер Эльмира Айнулова так описывает сложный и кропотливый процесс воссоздание лагеря в Собиборе: "Хотя немцы и снесли лагерь после восстания в надежде скрыть следы своих преступлений, но тайное всегда становится явным... Благодаря специалистам Фонда Александра Печерского, нам удалось познакомиться с десятками планов, чертежей и макетов, созданных как бывшими узниками, так и служившими там эсэсовцами. Мы познакомились с теми подробными описаниями лагеря, которые сохранились в материалах уголовных дел над охранниками Собибора. Всё это дало нам богатый материал для работы. Реквизит, технику, оружие мы собирали буквально со всей Европы, очень тщательно воссоздали поезд, который привозит узников в Собибор, взяли в аренду несколько старых машин. В таком фильме, как "Собибор", важна любая деталь, ведь один "прокол" - и внимательный зритель перестает верить в происходящее на экране. Благодаря нашим консультантам, мы смогли получить информацию от руководителей той археологической команды, которая долгие годы работает в Собиборе, ведет раскопки на месте бывшего лагеря смерти; прочитать воспоминания узников и изучить архивные документы. Мы старались максимально ответственно подойти к реконструкции трагического прошлого". Пленники собибора. Константин Хабенский так описывает главные вызовы, которые стояли перед ним как режиссёром: "По-своему трудно снимать и массовые сцены, и камерные, и экшн, и паузы. Как ни странно, чуть ли не сложнее всего оказалось работать с "тихими" сценами, где изображена "мирная" лагерная жизнь: разговоры, прогулки. Вроде бы обыденность, а при этом зритель должен чувствовать, что действие все равно происходит на краю смерти, в аду. Вот это большой вызов и для актеров, и для режиссера". На роль начальника лагеря продюсеры долго искали подходящего по фактуре актёра. Кто-то из команды вспомнил про Ламберта. Упорный и непробиваемый "горец" идеально подошёл на эту непростую роль. "Это очень интересное ощущение, когда ты играешь с актером, на фильмах которого выросло несколько поколений, который сыграл свои самые известные роли в то время, когда ты еще ходил в среднюю школу, - делится Константин Хабенский. - У него такой взгляд волка, злого и одновременно немного растерянного. Как нас учили, актер должен оправдывать своего персонажа, и Кристофер старался оправдать своего. Мы нашли несколько уязвимых и понятных зрителю моментов в его истории, чтобы объяснить, почему он оказался на стороне тех, кто уничтожает людей. Но при этом как бы его персонаж ни крутился, оправдания этим людям нет. Есть мимолетное понимание того, что да, действительно, судьба сыграла с ним злую шутку, но все равно у него был выбор. И все это Ламберт сумел передать своей игрой". "Когда мне сказали, что это будет фильм про концлагерь, и мы будем находиться в течение нескольких недель в замкнутом пространстве целыми днями, у меня по спине побежал холод, а перед глазами замелькали картинки из Стэндфордского тюремного эксперимента, - вспоминает о съемках актер Филипп Рейнхрадт. - Но на деле, всё оказалось прямо противоположным, и теперь мы постоянно созваниваемся и с Эльмирой, и с Константином. Таких теплых отношений у меня ещё не было после работы над фильмом". Саундтрек. Музыку для фильма написал Кузьма Бодров. Запись делали в легендарной студии "Мосфильма" при участии Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением дирижёра Сергея Скрипки и Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьева. Историческая справка. Лагерь смерти Собибор действовал на юго-востоке Польши полтора года, с весны 1942-го по 15 октября 1943-го. За это время здесь были убиты около 250 тысяч евреев. 14 октября 1943 года в лагере вспыхнуло восстание: убив 12 эссэсовцев, 300 заключенных смогли прорвать заграждения и скрыться в лесу. Из них к концу войны в живых остались около пятидесяти, включая руководителя восстания, лейтенанта Александра Печерского, которому на момент событий было 34 года. Вскоре после побега военнопленных лагерь Собибор был снесен, а землю, на которой он стоял, распахали и засадили деревьями. Вся послевоенная жизнь Печерского была посвящена преследованию нацистских преступников, служивших в лагере, поиску участников восстания и побега, которые к тому времени разъехались по всему свету, сбору и распространению информации о подвиге и трагедии узников Собибора. К сожалению, долгое время подвиг собиборцев не получал должного признания в мире. Ситуацию не изменил даже вышедший в 1987 году англо-югославский фильм "Побег из Собибора" с Рутгером Хауэром в главной роли. Александр Печерский скончался в 1990 году, и лишь через два десятилетия после этого посвященная восстанию в Собиборе поэма "Люка" российского поэта и общественного деятеля Марка Гейликмана дала старт международной кампании по увековечению памяти организатора восстания и его товарищей. В феврале 2016 года указом Президента РФ Александр Печерский был посмертно награжден орденом Мужества. Герои Собибора получили наконец официальное признание: они награждены орденами нескольких государств, их именами названы поезда и улицы, в том числе в российской столице, информация о восстании включена в школьные учебники истории. Координирует эту деятельность Фонд Александра Печерского. На наших глазах восстание в Собиборе становится одним из символов несокрушимости человеческого духа, его готовности и на краю бездны сопротивляться злу. В этом году будет открыт первый бюст героя, выставка, посвященная ему, пройдет в Музее Победы, а в издательстве "Эксмо" выйдут три книги о подвиге собиборцев.