194703 3

Дизайн по-советски: от стакана до БелАЗа (12+)

Слово "дизайнер" вошло в советский лексикон только в начале 80-х годов 20 века. До этого всех, кто в СССР отвечал за техническую эстетику промышленных товаров, называли по-разному: и проектантами малых форм, и конструкторами, и художниками-инженерами. Более того, в отличие от западных коллег, чьи имена были известны всему миру, советские дизайнеры оставались инкогнито не только для заграницы, но и для своей страны. В 1960 году 29-летний конструктор московского Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Валентин Кобылинский отправился в командировку в белорусский город Жодино. Задание было несложным: разработать новую эмблему для Белорусского автомобильного завода (БелАЗа). Однако, прибыв в Жодино, Валентин узнал, что заводу эмблема не нужна, а нужен дизайн нового самосвала. Кобылинский вызов принял и за 20 дней создал конструкцию внешнего вида нового самосвала, в котором точкой опоры стала ассиметрично расположенная кабина. Именно эта машина стала не только символом успеха советской автопромышленности, но и одной из визитных карточек советского дизайна. Никто в мире не делал ничего подобного. Чем удивили мир советские дизайнеры? Кто придумал гранёный стакан? И по какой причине западные дизайнеры завидовали советским коллегам?