""Рогнеда". Интрига парижской сцены" (12+)

В апреле 1996-го в кабинете художественного руководителя Национального Большого театра балета раздался телефонный звонок. Он был из Парижа. Белорусских артистов приглашали выступить в гала-концерте номинантов престижного балетного конкурса на приз Бенуа де ла данс. На столь высокую награду - балетный "Оскар" - претендовали лучшие труппы мира из 40 стран. Оказаться в числе номинантов - уже признание. Но белорусы были претендентами на главный приз! Такого в истории балетных конкурсов еще не было. К балетам на национальную тему той или иной страны в балетном мире было отношение прохладное, да и жюри не жаловало подобного рода спектакли. А тут произошло неожиданное: все члены жюри, в число которых входили всемирно известные хореографы, танцовщики, в результате тайного голосования включили в список номинантов белорусский балет "Страсти. Рогнеда" композитора Андрея Мдивани и постановщика Валентина Елизарьева. Это стало настоящей сенсацией и главной интригой конкурса. Под патронатом ЮНЕСКО конкурс проходил в разные годы в Варшаве, Москве, Берлине, а в 96-м - в Париже. Все ждали принятия окончательного решения. Белорусские артисты Иннеса Душкевич и Александр Долгих волновались, волновался и хореограф Валентин Елизарьев. Он не только хорошо знал пристрастия взыскательного жюри, но и понимал, что на суд представил работу, выстраданную сердцем и временем, сложным, неоднозначным. Интрига разрешилась перед началом гала-концерта, когда ведущий церемонии, выдержав паузу, торжественно произнес: "Валентин Елизарьев! Балет "Страсти. Рогнеда", Республика Беларусь!" Впервые за всю историю балетных конкурсов белорусы стали обладателями самой престижной награды - приза Бенуа де ла данс. Как удалось создать спектакль, который стал понятен и близок зрителям разных стран?